Это жаровница. Ее нашли и принесли соседи. А использовалась она так: втыкали ее, как вертел, прокручивали и равномерно прожаривали кофейные зерна, семечки, орешки. А еще в старые времена спички были дороги, и если печь погасла, то можно было выйти на улицу посмотреть, у кого дым из печи идет, зайти в гости, прокрутить жаровню в очаге и набрать углей для растопки.
История первая - о том, до чего же крымские татары любят кофе
На территории Крыма было множество племен, которые враждовали между собой. Но был Крым веткой Великого Шелкового Пути, и торговцы, будучи мусульманами, несли свою религию. Приняв идею ислама и взяв его как образ жизни, наш народ состоялся из многих племен как этнос.
С исламом вместе пришла традиция пить кофе. Даже на такой маленькой территории, называемой в старые времена Сал Чик, было более тридцати кофеен, это документально подтверждено.
Наш народ настолько любит кофе, что когда достать его было невозможно, да и дорого, то брали нут, замачивали, промывали, жарили до коричневого цвета, перемалывали, и это был как будто бы кофейный напиток.
Увы, наш народ на грани вымирания. Мы перестали знать свою религию, перестали читать Коран в подлиннике, перестали жить, как раньше…
История вторая – о бабушке с чемоданчиком
Бабушка была дочкой турецкого подданного. И настолько любила кофе, что у нее был на заказ сделанный чемоданчик, где хранилась маленькая горелка и на две порции джезва. И если бабушка куда-то шла, то обязательно брала с собой этот чемоданчик: захочет по дороге кофе выпить - садится куда-нибудь, достает горелочку и всякого, кто проходит мимо, зовет кофе пить, чтобы не одной. И если кто отказывается под предлогом, что не любит, бабушка говорила: «Кто кофе не любит, у того либо ума нет, либо денег нет». Вот насколько бабушка кофе любила!
История третья - о переезде

Мы жили в Новороссийске, был у нас трехэтажный дом оригинального прибалтийского проекта. Когда татарам разрешили вернуться в Крым, жилье мы продали, но тут начался кризис, и на эти деньги оказалось возможным купить лишь четыре булки хлеба.
Многие татары так погорели. Прописку в городах не давали, Севастополь для татар совсем закрыт был. Вот отец и устроился в какой-то клуб при совхозе в Альминской долине. Дали ему домик в аварийном состоянии, он его отремонтировал.
И стали дальше жить. Трудно было, да и сейчас трудно. Но мы не ропщем - делаем то, что можем, а исход наших решений зависит от Всевышнего!
История четвертая - о создании одной кофейни
…Открыта наша кофейня уже девятый год. В сезон работаем каждый день, а в зимние месяцы - по выходным. Можно было бы сказать, что открыли мы ее по воле случая, но разве потечет ручей под лежачий камень случайно?
А получилось вот что. В каждом дворе у татар колодцы были, и десять лет назад муж мой реставрировал колодцы во дворе Караван-Сарая. Смотрел он на помещение, где сейчас наша кофейня, и сокрушался, что такой красивый магаз (в переводе с татарского «небольшой склад, торговая лавка») строительными материалами занят.
Но впустую сокрушаться не в его правилах. Пошел он к хозяевам, а была на дворе осень, и предложил что-то интересное сделать. Хозяева сказали, что подумают, и уехали. А весной вернулись и спрашивают: «А что интересное сделать сможешь?»
А у нас ведь как? Любого гостя традиционно встречают кофе. Вот и нам хотелось, чтобы ментальность народа сработала. Примерно за месяц все расчистили, укрепили балки, углубили пол и сделали его ровным. А дальше пошло дело: оборудовали все сами вплоть до меню - его сделали дети из салфеток, шкуры у соседей насобирали, у кого где что нашли.
Дому не менее ста пятидесяти лет, вход и стены так с тех времен и стоят. А главное - очаг. Именно эту печь, на которой мы теперь варим кофе своим гостям и себе, топил первый хозяин дома! И душевая кабинка-гусульня осталась та же самая. Гусульня в каждом дому была с пьедесталом посредине, чтобы ноги грязной воды не касались.
Да еще все соседи знают, что у нас такая кофейня, и несут нам, что найдут в огородах, в колодцах. И мы рады, что кофейня получилась такой, какой ее и задумывали - главное в ней кофе и общение!
История пятая - о турке ручной работы
Живет в татарском Крыму мастер Муслядин - человек в народе очень уважаемый. Самоучка. Три года по старым образцам учился делать турки. Сам все формы, размеры и покрой вычислял. Уж очень у старых мастеров все верно продумано было: и оптимально широкое основание турки для нагрева, и оптимально узкое горлышко, чтобы тепло не выходило! Даже ручку турки специально закручивали, чтобы не грелась.
А уходит на изготовление одной турочки от трех до шести дней - в зависимости от размера. Турочка, безусловно, медная, луженая, и столько в нее мастерства вложено и добра, что варить кофе в ней одно удовольствие! А пить сваренный кофе - истинное наслаждение!
Советы от Заремы
- Если надо почистить медную турку, положите ее в молочную сыворотку, немного подогрейте, оставьте на ночь, промойте утром - и все!
- Кофе нельзя варить на сильном огне. Надо томить до пеночки, но не кипятить, потому что, когда кофе кипит, выпаривается весь кофейный аромат.
Эта статья опубликована в газете ПИТАНИЕ.РФ №3 (март 2014 г.)
ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ЭТОТ НОМЕР МОЖНО,
БЕСПЛАТНО СКАЧАВ ГАЗЕТУ НА НАШЕМ САЙТЕ